Zapasnaya-sisadmin-150x150 Кто такой системный администратор

Карьера в сфере IT: кто такой системный администратор

Системный администратор – это специалист в сфере IT-технологий, занимающийся настройкой компьютерного парка, а также обеспечением его стабильной работы. Исходя из данных DOU, сообщества программистов, среднестатистическому украинскому программисту около 27 лет, его заработная плата составляет 600-1800 долларов, при этом за его плечами примерно 5,5 лет опыта в данной сфере.

Главной задачей системного администратора является улучшение и модернизация информационной инфраструктуры компании. Также специалисту необходимо следить за работоспособностью данной инфраструктуры и своевременно реагировать на возникшие проблемы. Считается, что «админ» – это специалист, способный решить практически любую профильную проблему. При этом решение должно быть не сиюминутным и одноразовым, но эффективным, взвешенным, с долгосрочной перспективой.

В небольших компаниях должность сисадмина порой подразумевает выполнение обязанностей так называемого «эникейщика». В дополнение к прямым обязанностям системного администратора придётся заправлять картриджи, переустанавливать Windows, заниматься закупкой техники, взаимодействовать с провайдерами и многое другое. Говоря проще, сисадмин нужен, чтобы внедрить «вот эту штуку», подготовить рабочую среду для пользователя/разработчика/клиента и, в конце концов, для того, чтоб «всё работало».

Часто также бывает, что сисадмин нужен, кроме всего, для выполнения задач сетевого администратора (подключение и обслуживание сетевых коммутаторов, маршрутизаторов, настройка виртуальных сетей и прочего). В классическом понимании профессии сисадмин решает проблемы на уровне операционных систем, а также прикладных программ. При этом сетевой администратор обслуживает сети и разбирается в программах, работающих с ними.

По сути, обязанности системного администратора зависят от размеров и специфики компании, на которую он работает. Это могут быть:

  • настройка программного и аппаратного обеспечения;
  • работы по конфигурации серверов, инфраструктурных элементов, отказоустойчивых решений;
  • установка серверов, инсталляция сервисов, модернизация уже существующих;
  • обслуживание офисной техники;
  • написание ПО для серверов;
  • тестирование аппаратного обеспечения;
  • информационная безопасность;
  • настройка рабочих станций, сетевого оборудования (модемы, роутеры) и сетей;
  • организация резервного копирования данных;
  • организация удалённого доступа;
  • проведение закупок программного и аппаратного обеспечения;
  • поддержка пользователей.

Однако многие системные администраторы жалуются на однообразие своей работы. Типичный день сисадмина состоит из:

  • решения возникающих проблем;
  • настройки оборудования, тестирования новых версий программ, прошивок и др.;
  • проведения плановых работ по оптимизации процессов;
  • администрирования серверов, инфраструктур и сервисов.

Иногда приходится решать и более сложные, при этом срочные, задачи. К примеру, когда возникают проблемы с АТС или «падает» сервер и восстановить работу компании нужно оперативно. Задача, при этом, усложняется ещё и тем, что все сотрудники пострадавшей компании начинают звонить сисадмину, чтобы сообщить о проблеме или осведомиться о сроках её решения. При этом, как признались некоторые системные администраторы во время опроса DOU, иногда проще отключить телефон и запереться, чтобы в тишине и относительном спокойствии найти, наконец, причину неисправности.

Есть мнение, что если сисадмин ничего не делает – это хороший «админ», ведь у него всё работает, ничего не ломается. Однако на деле работы немало. Если даже всё работает, есть ещё много вещей, которые вполне можно усовершенствовать, заставить работать лучше. При хорошо организованном рабочем процессе системному администратору, по большому счёту, нужно лишь просматривать отчёты мониторинга о том, что как сломалось, а после — как оно само же починилось. Работу наладить нужно так, чтобы рутинные проблемы решались нажатием нескольких клавиш. Это освободит время для решения более сложных и интересных задач, внедрения новых технологий и т.д.

Если говорить о достоинствах и недостатках профессии, то, по признанию самих системных администраторов, больше всего их привлекает возможность работы с техникой и решения нестандартных задач. Или стандартных, но «по-своему». Такая работа больше подходит для тех, кто любит компьютеры и всё связанное с ними. Для некоторых они сродни игрушкам, с которыми можно каждый день «играть» на работе и получать при этом постоянное жалование. Кому-то понравилось «возиться» с операционной системой и самим «железом» с момента первого знакомства с компьютером.

Среди преимуществ именно этой должности сисадмины также называют необходимость работать с большим количеством технологий, которые постоянно меняются и совершенствуются. Из-за этого приходится постоянно обучаться, это стимулирует. Системный администратор – это средоточие знаний и умений. Нужно уметь решать возникшую проблему «здесь и сейчас», а также знать, как сделать так, чтобы она больше не повторялась.

Большинство сисадминов отмечают, что их увлечение компьютерами возникло ещё в детстве. У некоторых не было возможности купить дорогую новую технику, приходилось собирать из хлама «нечто интересное». Кому-то впоследствии стало интересно управлять многими компьютерами сразу. Других привлекала возможность починки или настройки «железа». Третьи хотели научиться чему-то новому и интересному. Эта профессия не лишена азарта – когда, порой, перед специалистом стоит сложная задача, но ему очень хочется решить её, докопаться до самой сути вопроса.

При этом основным недостатком профессии сисадмины называют пользователей. Точнее – человеческий фактор. Часто бывает, что сотрудники не хотят учиться. Они привыкают звонить и звать «админа» на помощь при любом моменте, когда, порой, нужно просто вникнуть и выбрать решение, которое уже предложила пользователю система. Другим отрицательным докучающим фактором можно назвать монотонность и рутину постоянной работы. Кроме того, часто работодатели также становятся причиной головной боли «админов». Порой они видят в системном администраторе администратора Windows/Linux, а также на всё гораздого «эникейщика», секретаршу и т.д.

Тем временем, когда у сисадмина всё автоматизировано, создаётся впечатление, что он ничего не делает, и тогда начальство и сотрудники начинают посматривать на него косо. С этой точки зрения предпочтения часто отдаются более активным «админам» и чуть ли не молодым «мальчикам-эникейщикам», не способным профессионально наладить работу или же лишь создающим видимость рабочего процесса. Специалисты советуют измерять эффективность работы сисадмина по количеству сэкономленных денег, времени, усилий, а также минимизации простоев.

Ещё одной немаловажной особенностью работы системных администраторов, а часто – большой проблемой, можно назвать необходимость быть постоянно «в полной боевой готовности». Иногда приходится «прямо сейчас» что-то чинить, нередко в нерабочее время – отсюда и ненормированный график работы. Иногда «админам» приходится недосыпать, ведь существует множество работ, которые нужно провести именно ночью, чтобы не затруднять работу сотрудникам компании.

Кроме этого, сисадмины часто бывают недовольны уровнем своей зарплаты или медленным карьерным ростом. Также среди проблем можно назвать недостаточную самозаменяемость специалиста. Найти человека, способного занять место столь специфического сотрудника во время больничного или в отпуске практически невозможно. Многие сисадмины признавались, что попытка уйти в отпуск каждый раз напоминает им подготовку к концу света.

Что же необходимо для того, чтобы стать системным администратором? По крайней мере, не лишним будет следующее:

  • знание и умение настройки операционных систем;
  • понимание принципов работы сетевого оборудования и сетевых протоколов;
  • умение работать с доменными и почтовыми службами.
  • Кроме того, знание языков программирования, а также скриптов будет однозначным плюсом.

Среди личных качеств, необходимых будущему сисадмину, приветствуются следующие:

  • обладание широким кругом знаний различных технологий и систем;
  • любовь к самообразованию;
  • умение в краткие сроки находить информацию, необходимую для решения проблем;
  • стрессоустойчивость, усидчивость, терпеливость;
  • готовность нести ответственность.

При этом, по распространённой легенде, основных качеств у «админа» всё же три:
1) Лень. Есть в этой профессии интересный принцип, который звучит следующим образом: «Работает – не трогай». Именно лень заставляет специалиста автоматизировать все процессы настолько, чтобы к ним не пришлось возвращаться вновь.
2) Педантичность. Этот принцип можно объяснить тем, что, по-хорошему, задачу только тогда можно считать выполненной, когда можно забыть о ней навсегда.
3) Паранойя. Все, или почти все, машины подключены к сети, а значит, любой софт можно взломать.

Что касается перспектив карьерного роста, то они следующие:

  • можно расти и развиваться в качестве сисадмина, углубляться в специализацию, осваивать смежные технологии;
  • стать архитектором ПО или программистом;
  • освоить нишу IT-безопасности и переквалифицироваться;
  • вступить на путь менеджмента, стать CTO или CIO.

Один из участвующих в интервью сисадминов рассказал, как однажды на собеседовании его спросили, кем он видит себя через пять лет. Тогда он ответил, что будет делать точно то же, что и сейчас, только быстрее, качественнее и дороже. Спустя три года он, действительно, делал то же самое, но однозначно быстрее, более качественно и значительно дороже.