apoddubna-273x300 “Когда ты кого-то учишь, то и сам глубже погружаешься в область знаний”. Интервью с Алиной Поддубной

Алина Поддубная не нуждается в представлении в кругах проектных менеджеров. Преподаватель курсов PM, PMI-ACP и PMP в IT Education Academy, автор множества курсов, тренингов, обучающих программ и деловых игр, объединенных общей целью —  повышение уровня украинского проектного менеджмента. Мы взяли у Алины интервью, из которого вы узнаете все об опыте преподавания и особенностях отечественного project management`a

 

У вас очень много достижений, вы очень опытный специалист в области проектного менеджмента. Преподавание было каким-то запланированным шагом или вы поняли, что уже нечему учиться и пора учить других?

 

Это не было запланированным шагом. Я выросла в семье экономистов, отец профессор и преподаватель, и сестра пошла по его стопам. А я закончила аспирантуру и после наотрез отказывалась преподавать. Ушла в коммерческую структуру, финансовый сектор и планировала заниматься исключительно этим.

 

Но существовала корпоративная потребность восполнить гэпы в знаниях проектных менеджеров, с которыми я работала. Потому 2014-2015 гг. я организовала и провела несколько тренингов. В процессе я поняла, что у меня это хорошо получается и даже более того —  мне это нравится.

 

Все говорят о том, что преподавание дает  шанс передать знания и сделать мир лучше. Как считаете вы? Что преподавание значит для вас?

Существует такой прагматичный фактор как взращивание рынка труда для проектных менеджеров. По моему мнению, в стране не хватает квалифицированных РМов. Потому мне важно, чтобы люди на рынке были обучены и квалифицированы, и чем их больше —  тем лучше.

 

Теоретические основы сами по себе не приносят много пользы, если не знать, как их применять на практике. Преподавание —  это хороший способ передать не только базовые теоретические знания, но и собственный опыт. Я многому учусь у своих студентов. От них я получаю обратную связь с точки зрения практической целесообразности тех или иных рекомендаций по управлению проектами в контексте их работы. Поэтому каждый мой курс для новой группы уже немного другой — за счет постоянных улучшений и адаптации к практическим потребностям. Этот фидбек помогает систематизировать собственные знания и развиваться, ведь когда ты кого-то учишь, то и сам глубже погружаешься в область знаний.

 

Как вы пришли в ITEA?  

ITEA стала моим первым открытым проектом. До этого я проводила тренинги лишь в закрытом корпоративном формате. В ITEA же все иначе —  здесь широкая аудитория, открытые группы. Потому нужен и другой формат, который отличается от проработки адресного запроса конкретной компании.

 

То есть, когда какая-либо компания нуждается в тренинге, она обрисовывает четкую предметную область, которую нужно изучить?   

Скорее есть более четкий запрос по результатам, которых нужно достичь. Когда такой тренинг организовывается, то ставиться четкая проблематика: может быть есть какие-то внутренние задачи, проблемы, более четкие запросы. В ITEA же общий формат, приходят разные люди, с опытом и без, которых нужно настроить на одну волну. Тем не менее, на первом занятии я задаю вопрос студентам, есть ли у них конкретные запросы, и если они есть — вношу корректировки в курс.

 

В связи с этим, следующий вопрос: в проектном менеджменте многое зависит от конкретной ситуации, к которой нельзя подготовить на курсе, больше значения имеет практика. Так ли это и насколько сложно преподавать такую дисциплину?  

Да, с одной стороны, проектный менеджмент —  это ситуативный менеджмент. Он очень сильно зависит от ряда внутренних и внешних факторов компании, а также людей, с которыми проектный менеджер работает.

 

С другой стороны, судя по последним заявлениям на международных РМ конференциях, project management скоро станет базовой дисциплиной для любого выпускника ВУЗов и даже школ. Это значит, что существуют общие постулаты и позиции, который должен знать каждый. На курсе я даю набор базовых понятий и инструментов, которые помогут PM’у выйти из сложившейся ситуации, а он уже будет выбирать, какой из них применять в конкретном случае. Ну и, конечно же, обучаю, как выбрать. Сейчас огромное внимание уделяется именно способности РМа адаптировать процессы и подходы в проекте к потребностям и условиям конкретной организации или продукта. Универсальных решений не существует. А чтобы уметь адаптировать процессы проекта, нужно обладать более широким спектром знаний, чем просто базовые понятия о процессах управления проектом.

 

Посмотрите на треугольник талантов PMI как рекомендацию, что должен знать и уметь РМ. В этот треугольник входят технические скилзы в управлении проектами, бизнес-навыки —  умение проявить предпринимательскую смекалку, стратегическое мышление и вникнуть в бизнес-процессы, и лидерские умения, то есть умение работать с людьми.

 

А вот дальше уже все зависит от ситуации. В первую очередь ситуативность определяет, как будет создаваться продукт. Помимо продукта, ситуативными являются люди, а также сама специфика компании. Моя задача состоит в том, чтобы показать студентам спектр вариантов и ситуаций, в которые они могут попасть. Я даю понимание того, что реальность далека от теоретических позиций, потому стоит научиться обращать внимание на факторы, которые формируют условия, в которых проводится проектный менеджмент. Это комбинация ситуативности и базовых постулатов.

 

Как определить, может ли человек быть хорошим руководителем проектов?

Я всегда говорю своим студентам, что если вы не любите работать с людьми, то идти в проектный менеджмент не надо. Технические скилзы и бизнес-мышление можно подтянуть на курсах. А вот лидерские качества либо есть изначально, либо их надо развивать через осознанную длительную практику, и не у всех это получается. Такие вещи как харизма, умение управлять людьми и вести их за собой, не имея при этом полномочий, нельзя получить, прочитав статью или книжку.

 

Во всем мире PM’ам приходится управлять людьми, которые часто умнее и опытнее их в отдельных доменах, старше и т.д. Не имеет значения кто это: PM, скрам-мастер, коуч, важно уметь зарекомендовать себя так, чтобы к тебе прислушивались.

 

В кого перерастают проектные менеджера?

Часто проектные менеджеры становятся руководителями подразделений, которые создаются при помощи проектов. Открываются новые направления, функции в процессе работы над проектом, в которой лучше всего PM разбирается, потому он и становится руководителем в них или же в доменной области проектов, которые ведутся.

 

Некоторые продвигаются по карьерной лестнице проектного менеджмента: к менеджеру программ, портфеля проектов или руководителей проектных офисов.

 

Также РМы часто уходят в собственный бизнес. Все десять областей знаний управления проектом полностью применимы в предпринимательской среде. Одним из вариантов является консалтинг, как на партнерских засадах, так и в качестве самостоятельного бизнеса. Именно по такому сценарию работают большинство РМов за границей.

 

А с чем связан разрыв в возрасте между западными и украинскими PM?

На Западе наука старше и применяется гораздо дольше. Проектный менеджмент зародился в США как наука в середине прошлого века. У нас же он развивается вместе с развитием сферы информационных технологий примерно с 90-х годов, а как специальность появился лишь в XXI веке. Хотя самим проектным менеджментом люди занимались испокон веков — египетские пирамиды, все рукотворные объекты, которые сохранились с давних времен —  это все результат проектного менеджмента.

 

Проектный менеджмент в Украине сосредоточен в сфере IT, которая появилась не так давно. Имею в виду как бизнес, когда страна стала поставщиком аутсорсинговых услуг.  Раньше IT-факультеты были не очень популярны. Сейчас же молодых людей много, а молодые люди изучают IT. Когда я начинала учебу в экономическом университете, у нас через дорогу находился ХИРЭ —  Харьковский институт радиоэлектроники (теперь ХНУРЭ). И тогда считалось, что мальчики через дорогу не очень популярны, а сейчас все наоборот (смеется).

 

За рубежом профессиональным управлением проектами занимаются дольше, у них выше требования, которые включают бизнес-направления, менеджмент и т.д. Потому там нужно иметь очень приличный опыт для того, чтобы стать проектным менеджером. У нас же проектный менеджмент часто имеет спонтанный характер, проекты ведут по принципу “поживем, посмотрим”.

 

Есть ли у вас какой-то особенный заранее подготовленный подход к изложению материала или же вы просто получаете удовольствие от процесса и все идет своим чередом?

Я не могу сказать что есть подход, который я расписала, а потом навешивала на него курс. Скорее это сформированные итеративным эволюционным методом подходы. Я использую юмор и видеоматериалы для студентов. В качестве домашнего задания студенты смотрят художественные фильмы, которые оценивают через призму PM. После просмотра они оценивают, какие области знаний были проработаны, какие нет, и что из этого вышло.

 

В своих материалах я часто использую разные карикатуры, мемы, приколы о том “как делать не надо”. Это метод ассоциативного обучения. Неоднократно доказано, в том числе на личном примере, что в процессе активации центра удовольствия усвоение материала происходит значительно быстрее. Иногда студент даже сам не понимает, что в процессе живого общения на курсе и просмотра веселого ролика он поглощает огромный пласт полезной информации.  

 

Вы являетесь членом правления PMI Kiev Chapter. Скажите, насколько важна для PMI такая ветка деятельности как преподавание и повышение квалификации кадров? Какие еще инициативы существуют для того, чтобы развивать это направление?

Основная задача PMI —  объединять проектных менеджеров, помогать им повышать свой профессионализм и эффективность, создавая комьюнити и давая возможности поиска нетворкинга и обучения. Глобальная миссия PMI —  развивать проектный менеджмент. На локальном уровне эта деятельность проводится через чаптеры, один из которых — PMI Kiev Chapter, в состав правления которого я вхожу.

 

Мы организовываем ивенты, которые помогают обмениваться опытом. Как уже говорилось, проектный менеджмент —  ситуативный. Такие мероприятии нужны для того, чтобы PM делились накопленными знаниями, кейсами. Сейчас мы изучает возможности запустить осенью мероприятия по нетворкингу и job opportunities. На данный момент мы имеем хороший уровень взаимодействия между PM в Украине и планируем наладить коммуникацию с зарубежными специалистами. Потому каждый может попробовать поучаствовать и поделиться своим опытом с зарубежными коллегами, для этого внутри PMI есть специальный проект, который ищет спикеров.

 

Как вы самостоятельно оцениваете полезность обучения проектному менеджменту и наличие сертификаций? Существует ли хороший PM без сертификата и наоборот?

Сразу отвечу на второй вопрос: да, есть хорошие не сертифицированные PM и не очень хорошие PM c сертификатами.

 

Я считаю, что сертификация PMI самая крутая и самая сложная. Она проверяет все области деятельности PM`a. Для доступа к ней уже необходим доказанный опыт работы, наличие обучения, причем PMI не ограничивает список компаний для обучений.

 

Указывая опыт работы, PM называет конкретных людей, с которыми работал и которые могут подтвердить его участие в проекте. Некоторые заявки на сертификацию PMI отбирает и связывается с указанными в заявке людьми. Они узнают, действительно ли человек работал над таким проектом.

 

Сам экзамен сдается в специальном оборудованном центре, где кандидатов проверяют на входе на наличие шпаргалок и запрещенных предметов. Сдают не все, но процент велик. Сам экзамен не дешевый, потому это тоже играет роль: к нему серьезно нужно готовится, чтобы не пересдавать. В целом же, получить сертификацию от PMI реально, важно только к этому серьезно отнестись. В ITEA мы проводим специальное обучение для подготовки к экзаменам PMP, PMI-ACP, даем детальный инструктаж, как подготовиться, успешно сдать экзамен и стать сертифицированным специалистом в сфере управления проектами и гибких практик.

 

Есть базовый сертификат, который является хорошим вариантом для новичков и свитчеров, например CAPM. Сейчас он набирает популярность в Украине.

 

Сертификация показывает что у человека есть упорство, целеустремленность и умение учиться, а также он обладает необходимым опытом и знаниями. Но он не защищает от халатности или ошибок PM`а, которые могут случаться.

 

Насколько осведомлены работодатели в наличии сертификатов и их важности?

Не все, но многие HR знают о сертификациях PMP или скрам-мастеров. Они высоко ценятся. Зарубежные же компании, которые представлены в Украине, более осведомлены о сертификациях для руководителей проектов, и зачастую требуют их наличие.

 

А какова ценность сертификата ITEA за курс Project Management?

Ценность сертификата, в первую очередь, определяются компанией, которая его выдала. Я знаю, что сертификаты ITEA в ходу среди многих компаний в Украине.

 

Что посоветуете коллегам проектным менеджерам и тем людям, которые планируют попробовать себя в преподавании?  

Развивать свои скилзы с помощью преподавания. Тренерство развивает собственные навыки тренера, к тому же в ITEA это хорошо реализовано, она проводит тренинги для преподавателей, а значит —  можно учиться самому.

 

Что касается PM, то у нас в стране не хватает тренеров по ПМ, поэтому пробовать себя в этом нужно, если есть хотя бы минимальные навыки выступления перед публикой. Что важно — ваш опыт и знания. Чем больше людей будет делиться знаниями, тем лучше будут специалисты, как в проектном менеджменте, так и в других направлениях.